Артикуляционная
гимнастика — упражнения
для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые
для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха
некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи
специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями
звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними
начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна
также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что
у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение
звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной
гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными
положениями губ и языка. На этом этапе малыш
должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения,
выполняя каждое не менее 5-6 раз.
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно,
перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как
малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку
наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он
находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и
выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и
вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста,
следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются:
движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют
упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время
без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка
дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать
нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с
богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной
речью является одним из
основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Артикуляционная гимнастика
Статические упражнения.
Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8-10 раз.
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.
Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком
положении 10-15 с.
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его,
сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком
положении 15 с.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх.
Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Динамические упражнения.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху,
то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать
15-20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно,
сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба,
сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от
упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к
подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15
раз.
5. «Кошка
лакает молоко». Высунуть
широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15
раз.
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать
узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать
языком в медленном темпе 15 раз.
7. «Маляр». Раскрыть рот. Широким кончиком языка «белить» небо вперед-назад.
Проделать 10-15 раз.
8. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за
верхними зубами, многократно и отчетливо произнося д-д-д. Сначала звук д произносить
медленно. Постепенно убыстрять темп.
9. «Фокус». Положить маленький комочек ваты на кончик носа. Язык «чашечкой» на
нижнюю губу. Сильно подуть. Ватка должна взлететь вверх.
Комментариев нет:
Отправить комментарий